Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Прощальный возглас"
Abschieds-Rufe. Walzer
mp3, 64 кбит/с, 5,37 Мб 11:58
Комментарий
Питер Кемп:
"Среди празднований, прошедших в Вене в 1856 г. по случаю 100-летия со дня рождения В. А. Моцарта (1756-91) были праздничные концерты 27 января (сам день рождения) и 28 числа. Дирижёром в обоих случаях выступал бывший пианист-виртуоз Ференц Лист (1811-86), чьё пребывание в Вене по этому случаю вызвало много споров среди столичных знатоков музыки. Многие относились с открытым презрением к идее того, чтобы Лист, чьи сочинения раскрывали его как "музыканта-футуриста" и пионера современной музыки, дирижировал музыкой почтенного "классического" мастера Моцарта. Но к окончанию первого концерта Лист погасил всё враждебное отношение к себе и оказался отборным композитором и безупречным исполнителем Моцарта.
Иоганн Штраус в январе 1856 г. к первому концертному сезону на павловском вокзале, под Санкт-Петербургом. На понедельник 28 января он назначил "Большой праздничный бал" под названием "Прощальное обращение Штрауса" в зале "Софиенбад", где собирался исполнить новейшие танцы: вальсы "Учащённый пульс" (соч. 175) и "Танцы для бала юристов" (соч. 177), польки "Бал бедняков" (соч. 176) и "Без забот" (соч. 178), а также дать премьеру вальса "Прощальный возглас к Вене". также расчётливый 30-летний композитор сообщил о том, что для пришедших дам в качестве подарка подготовлено 600 экземпляров польки "Мария Тальони" (соч. 173). Поскольку Лист согласился прийти на бал в зале "Софиенбад", Иоганн объявил, что он вместе с оркестром поприветствует великого музыканта исполнением "Фуриозо-галопа" Штрауса-отца (соч. 114), темы которого брались из "Большого хроматического галопа" Листа (соч. 12, 1838 г.) и других произведений последнего.
Примерно две тысячи любителей танцы стеклись на "Большой праздничный бал" Штрауса, и событие стало предметом длинных отчётов в прессе. Например, вечерний выпуск "Вандерера" от 29 января 1856 г. поместил восторженное описание событий ночи: "Вчера герр капельмейстер Штраус дал прощальный бал в зале "Софиенбад" в качестве собственного бенефиса и к выгоде публики, которая испытала чудесное удовольствие от любимых мелодий Штрауса. Внушительное помещение герра [Франца] Моравцабыло полностью забито избарнным и элегантным обществом, которое было не прочь потанцевать. Штраус, которого российская столица отнимет у нас на 5 месяцев, создал чудо своими неотразимыми вальсами, потому что температура в помещении Моравца была как в турецкой бане, пары текли рядами через неистовство красок, вот что было в зале. Примерно в половине первого маэстро Штраус исполнил новейший вальс под названием "Прощальный возглас", встретивший восторженные аплодисменты, и когд он перешёл к третьей вальсовой секции, он прервал её мощными оркестровыми фанфарами, в честь вошедшего Листа, которого сопровождал герр Хаслингер; таково было приветствие Штрауса. После прихода этих гостей Штраус начал вальс сызнова, тот оказался очень успешен, и его потребовали на бис четыре раза. Всеобщее веселье танцевальной ночи умерялось только мыслью о том, что Штраус, чей талант доставил венцам так много счастливых часов, теперь оставит родную землю на долгое время".
На самом деле Иоганн не сразу по окончании короткого карнавала-1856 уехал в Россию. Он оставался в Вене ещё несколько недель, помогая брату Иосифу упрочить позиции Штраус-оркестра против конкурентов - двух венгерских дирижёров: Альберта фон Келера (Белы Келера) и Йозефа Гунгля. О последнем "Вандерер" от 25 января 1856 г. высказал такое мнение, что он, возможно, займёт в Вене место отсутствующего Иоганна Штрауса.
Издательство Карла Хаслингера выпустило вальс "Прощальный возглас" только 29 июня 1856 г., когда Иоганн уже несколько месяцев находился в Павловске. Работа, на обложке которой гравюра Вильгельма Татцельта изображает вид на Вену с запада и три фигуры, машущие на прощание конной карете на гороной дороге, несёт "самое почтительное" композиторское посвящение "герру доктору Францу Листу", чей современный гармонический стиль и оркестровка оставили свой след на творчестве Иоганна. Позже вальс "Прощальный возглас" стал предметой курьёзной истории, обнаруженной критиком Эдуардом Хансликом: Иоганн сыграл его на похоронах поклонницы по фамилии Нойхаузер, и в результате работа получила дополнительное название: "Небесный вальс"".


назад