Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Прелюдия к III акту балета "Золушка"
Vorspiel zum 3. Akt des Balletts "Aschenbrodel"
mp3, 64 кбит/с, 2,26 Мб, 5:11
Комментарий
Питер Кемп:
"При всех убытках, которые Иоганну Штраусу принёс шаг в мир большой оперы с "Рцыцарем Пасманом", рождённым под несчастливой звездой (премьера прошла в венской Придворной опере в первый день Нового 1892 года), музыкальный критик Эдуард Ханслик (1825-1904) всё равно хвалил композитора за музыку к балету в III акте как за "поистине сияющий коронный бриллиант партитуры. Никто кроме Иоганна Штрауса не мог бы написать её!" Позже в обзоре, который "Новая свободная пресса" напечатала 3 января 1892 г., Ханслик высказывал личные пожелания: "Эта несравненная балетная музыка... будит во мне постоянные, но безнадёжно устаревшие мечты: Штраус мог бы подарить нам балет". Влиятельный критик, всё-таки, дожил до исполнения мечты, хотя долгожданный балет прошёл на сцене только после его смерти.
5 марта 1898 г. венский еженедельник "Весы" объявил о "соревновании с призом" для желающих написать либретто к балету Иоганна Штрауса, как в Австро-Венгрии, так и за границей: 24 марта 1898 г. "Лондонский музыкальный курьер" сообщил, что "Иоганн Штраус начал писать новый, зрелищный балет для императорской оперы в Вене в ознаменование юбилея правления императора грядущего зимой"; а 7 апреля та же газета изложила условия конкурса и призвала посылать материалы до дня окончания приёма: 1 мая 1898 г. Популярность конкурса превзошла все ожидания: поступило около семисот рукописей, и жюри присудило награду в 4000 крон А. Кольману за новую версию классической сказки о Золушке.
Штраус быстро продвигался в работе над "Золушкой", хотя и признавался, что теряет запал, в письме брату Эдуарду летом 1898 г., когда тот гастролировал по 50-ти городам и городкам Германии: "Я занят только балетом и исписал пальцы до костей, но так и не продвинулся достаточно далеко. Я пишу 40-й лист (полной партитуры) и создал только 2 сцены". Хотя он почти закончил оркестровую редакцию и корректуру I акта и работал с многочисленными набросками и черновиками к сценам двух других актов, ему уже не пришлось завершить труд над "Золушкой". Он умер от воспаления лёгких 3 июня 1899 г., и работа по завершению партитуры и подготовке к постановке легла на Йозефа Байера (1852-1913), балетмейстера венской Придворной оперы.
Среди законченных частей "Золушки" была и прелюдия к III акту, которая содержала одну из последних в жизни Иоганна Штрауса вальсовых мелодий. Всего за несколько дней до смерти он ещё работал над балетом, о чём вдова композитора Адель Штраус (1856-1930) позже вспоминала так: "Когда 27 мая [1899] я пришла домой, муж за чайным столиком общался с дочерью; он закутался в накидку, жалуясь на простуду, а перед ним лежали ноты "Золушки". Слуга помог нам довести его до спальни на верхнем этаже. Мы уложили его в постель, и я дала ему чашку горячего чаю, которую он охотно выпил".
Премьера прелюдии к III акту "Золушки" впервые прозвучала "Втором Экстраординарном концерте Общества", который Общество друзей музыки провело после полудня 21 января 1900 г. в Золотом зале венского "Музикферайна". Концертом дирижировал Рихард фон Пергер, в программу входила и премьера симфонической поэмы Штрауса "Картина-грёза №1". В сообщении о мероприятии газета "Иллюстриртес Винер Экстраблатт" в номере от 22 января отмечала: "Этот кусочек из "Золушки" ("Домой с бала"), расцвечен мягчайшими пастельными оттенками и звучит как музыкальная сказка. Как шепча, едва различимо рокоча, интродукция, словно сотканная из серебряных нитей, понемногу усиливается и наполняется жизнью, и, наконец, вырывается в свободный полёт в высоте как настоящий вальс Штрауса, полный изящества и живости, от которой захватывает дух; её написал не Шуберт и не Моцарт, но она настолько поэтична!""


назад