РАСШИФРОВКА ФИЛЬМА "МАЛХОЛЛАНД-ДРАЙВ"

"Малхолланд-Драйв" - фильм с первого взгляда совершенно загадочный, но он становится понятным, если посмотреть на него с той же точки зрения, с какой надо рассматривать "Шоссе в никуда". Критик даже сказал, что "Малхолланд-Драйв" это "Шоссе в никуда" наоборот. Даже названия у обеих картин "дорожные". Итак, "Шоссе" по словам самого Линча это фильм об убийце-шизофренике, где первая половина это реальность, а вторая - мираж, иллюзия, мир в котором он хотел бы жить, чтобы не знать всей тяжести "золотой клетки".
В "Малхолланде" также необходимо разобраться, где явь, а где наваждение. Это достаточно просто: в реальном мире живут две любовницы-актрисы: Камилла и Диана. В иллюзорном мире Камилла берёт имя Риты, а Диана становится Бетти. Камилла изменяет Диане с режиссёром и собирается выйти за него замуж. От ревности Диана заказывает убийство Камиллы.
Теперь главный вопрос: чьим сном были похождения Риты и Бетти? После просмотра фильма я предположил, что это был сон (или бред) Камиллы. Когда убийцы посадили её в лимузин, рыжий приятель Дианы принёс ей ключ от ящика, куда следовало положить гонорар за убийство. При виде ключа Диана сошла с ума (призраки родителей) от проснувшихся угрызений совести и застрелилась. Но Камилла благодаря автокатастрофе осталась жива.
Полиция, которая находит синий ключ в машине, понимает, что машина принадлежит синдикату киллеров, но не находит жертвы. Эта информация поступает и в синдикат. Помощник шефа звонит начальнику бригады, бригадир - исполнителю, исполнитель звонит на телефон под красной лампой. Это телефон Дианы, по нему она могла бы узнать, что синдикат приносит извинения за неудачу и обязуется исправить промашку в течение ближайшего времени. Но Диана мертва и не возьмёт трубку.
Тем временем, Камилла вылезла из машины с пакетом денег за её убийство и убежала. Она лишилась памяти, спряталась в чужом доме и стала восстанавливать информацию о себе самой. Она понимает, что её хотели убить, но кто это сделал, она не знает. Главная версия - это то, что её пытается устранить голливудская мафия, которая продавливает на её роль свою ставленницу. Рита-Камилла выдумывает подругу Бетти, с которой идёт в дом, где живёт девушка Диана. На самом деле, никто из прохожих не видит иллюзорной Бетти, потому что Диана лежит с простреленной головой на кровати. Но Камилла не узнаёт подругу, чьё лицо изуродовано выстрелом и разложением. Затем, в пустой квартире разыгрывается воображаемая сцена, которая ускоряет воспоминание. Поездка в клуб "Силенсио" происходит не в реальности, а в голове Камиллы. Это - всё ускоряющийся процесс воспоминания. Наконец, синий кубик это последний символический шаг. Когда Камилла берёт его в руки "Бетти" исчезает. Это означает, что Камилла подсознательно поняла, кто заказал её убийство. Когда она вставляет символический ключ в символический замок, подсознательное делается осознанным...
Остаётся ещё рыжий парень, который убивает хранителя чёрной книги. Это просто киллер, который и примет заказ у Дианы.
И, наконец, чернявый парень в кафе, который признаётся полицейскому в странных снах, это просто чувствительный молодой человек, который присутствовал при заказе убийства. Для мистиков можно сказать, что он почувствовал присутствие дьявола, который освящает такие сделки, а потом, когда он отправился заглянуть за свалку мусора (снова символ) сам дьявол выглянул ему навстречу. Для скептиков: молодой человек подсознательно понял, что рядом с ним было начато страшное преступление. Затем его воображение показало ему дьявола и он упал без сознания.
Такова была моя версия, пока я не прочитал противоположной: о том, что Камилла всё-таки погибла, а во сне жила Диана, которая взяла себе имя "Бетти" благодаря случайной детали: табличке на груди официантки.
В любом случае, первая версия не объясняет, почему Камилла назвала Диану Бетти, а вторая - куда исчезла сама Диана из собственного сна перед пробуждением. Тот, кто захочет пессимистичного финала, может смотреть на фильм со второй точки зрения, тот же, кому не хочется сразу двух трупов - может придерживаться первой.
Отмечу в конце, что Линч позволил себе маленькое нравоучение. После страшной истории он поставил кадры, где светящиеся Диана и Камилла на фоне ночного Лос-Анджелеса радуются открывшемуся перед ними городу. Они чисты и невинны, ещё нет между ними ничего, что однажды приведёт Диану к обитателю свалки человеческой грязи. Мудрый Линч не выступал лично с проповедью христианского пастыря, логические выводы он оставил произнести вслух критикам.


назад