Рецензия на фильм "Матрица"

"Матрицу" я впервые посмотрел значительно позже её появления у нас в стране. Знакомые с восторгом говорили о "культовом" фильме и, узнав, что я его ещё не видел, с изумлением ахали: как же так? На что я огрызался: а вы "Овода" с Андреем Харитоновым и Сергеем Бондарчуком видели? То-то же. Наконец, (лучше поздно, чем никогда) знакомая дала мне диск с фильмом. И два часа я не мог оторваться от монитора...
Заворожили первые же кадры. Невиданные мною до того спецэффекты, зачаровывающие своими ФБРовскими физиономиями агенты (как жаль, что потом от симпатий к ним пришлось отказаться), интригующая завязка...
Братья Ваховские тут же впечатались в мою память. Отличная идея не была лишена небольших недостатков, но их заметит только человек, серьёзно разбирающийся в научной фантастике, а заметив, простит, если он не зануда. Подбор актёров, именуемый нынче буржуйским словом "кастинг", почти идеален (закроем глаза на мелочи, за всем уследить невозможно). Понятно, что актёры подбирались в соответствии с требовании идиотской политкорректности, но до чего блестяще это сделано! Каждый чернокожий и каждый белый идеально вписываются в свои роли, словно бы и не довлел над Ваховскими этот американским кошмар: как не обидеть никаких меньшинств. Особое слово о музыке. Она великолепна. Она настолько плоха, что её попросту не слышно, она напрямую проникает в подсознание, вызывая нужное чувство тревоги. Чтобы сочинить такую музыку, мало одного дурного вкуса, этого привычного инструмента американских композиторов, здесь нужен ещё и талант.
Но, воздав режиссёрам бочкой мёда, не забудем и о ложке дёгтя. При всех своих достоинствах лента стадает несколькими мелкими, но досадными изъянами. Прежде всего, к сцене восстановления мышц Нео, лежащему на реанимационном столе. Морфей нервно ходит взад и вперёд, меняется освещение, что должно означать прохождение долгого времени. Такой символизм - явление естественное, скажем, в пекинской опере, но для современного американского кинематографа, который претендует на то чтобы, ни на что не намекая, просто показывать, это является недочётом. Более того, приём довольно избитый, процентов 90 голливудских фильмов несут в себе такую сцену, как правило ещё и под музыку третьесортной алабамской рок-группы. Этакий штамп "сделано в Голливуде", знак некачественности. Далее, завтрак команды. От затрапезных нарядов так несёт квашеной капустой и подгорелой выпечкой, что запах буквально источается монитором. Примерно таким же образом "дружба и сплочённость команды" имитировались сценами завтрака в "Чужих". Дети в квартире оракула. Ну тут уж Ваховским можно посочувствовать. Снимать детей, действительно, очень трудно, гениален тот режиссёр, кто снимет ребёнка в своей ленте так, что не будет чувствоваться ни малейшей наигранности в его поведении. Наконец, поцелуй в диафрагму. Ну как же без него? И скажите спасибо, что дальше дело не зашло. Хотя... как мне сообщили, во второй серии дело всё-таки дошло до грозившей сцены. Это при том, что тётка, игравшая Троицу, стала ещё менее красивой. Впрочем... ходят слухи, что Киану Ривз - бисексуал. Извращенец, в общем. Если это правда, то всё понятно...


назад