ДЮКФП/ДЮСШ г.Усть-Лабинска

 

 

 

 

Учебная программа и методические рекомендации

обучения шахматам

 

 

 

 

 

Группа начальной подготовки второго года обучения

 

Срок реализации - 1 год

Возраст детей - 7-9 лет

Вид программы – авторская

 


Пояснительная записка

 

I.Общие положения

 

Данная программа разработана для школьников возраста 7-9 лет во второй год обучения шахматам с учётом их общего уровня развития и способности к восприятию и усвоению специфики шахматной игры.

Дети данного возраста занимаются шахматами, как правило, во время пребывания в группе продлённого дня 9 часов в неделю, три дня по 3 академических часа. Дни тренировок перемежаются днями отдыха.

 

II.Совместная работа с общественными объединениями.

 

Сильнейшие ученики из шахматных групп приглашаются на соревнования усть-лабинской районной шахматной федерации.

 

III.Цели и задачи

 

Главная цель обучения шахматам – повышение спортивного мастерства.

Одновременно с этим ставятся и достигаются следующие цели:

критичность мышления,

развитие счётных способностей,

поощрение соревнования и борьбы.

Особая цель обучения шахматам: привитие культуры вообще и шахматной в частности.

Специфическая цель второго года обучения шахматам: подготовка шахматистов не слабее IV разряда.

 

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Темп, как составляющая шахматной игры

1.1 Знакомство с понятием

 

 

 

 

4

 

 

 

 

4

 

1.2 Тактическое значение темпа

 

20

 

10

 

10

1.3 Стратегическое значение темпа

 

20

 

10

 

10

Итого

44

24

20

Тактические приёмы шахматной игры

Простые

2.1 Двойной удар

 

 

 

30

 

 

 

10

 

 

 

20

2.2 Связка

30

10

20

Сложные

2.3 Перекрытие

 

24

 

8

 

16

2.4 Отвлечение

24

8

16

2.5 Завлечение

24

8

16

Итого

132

44

88

Шахматная нотация

3.1 Чтение

 

16

 

4

 

12

3.2 Запись

24

6

18

Итого

40

10

30

Техника эндшпиля

4.1 Пешечный эндшпиль

 

 

20

 

 

8

 

 

12

4.2 Ладейный эндшпиль

 

20

 

8

 

12

Итого

40

16

24

Понятия позиционной игры

5.1 Центр

 

 

6

 

 

6

 

5.2 Фланги

5

5

 

5.3 Открытые линии

6

6

 

5.4 Пешечная структура

 

10

 

10

 

Итого

27

27

 

Комбинационная игра

6.1 Поиск опровержений

 

 

 

48

 

 

 

8

 

 

 

40

6.2 Тихий ход

48

8

40

Итого

96

 

 

Культура спорта и игры

7.1 Победа как идея и цель

 

 

 

2

 

 

7.2 Самоценность игры

 

2

 

 

Дебютная подготовка

 

20

 

20

 

Итого

4

 

 

Соревнования в течение года

 

 

 

86

 

 

2

 

 

84

Общефизическая подготовка

19

4

15

Всего

468

 

 

 

 

Темп как составляющая шахматной игры

 

1.1       Темп это единица и минимальный отрезок внутреннего времени шахматной партии, он представляет собой т. н. полуход, т. е. ход одной из сторон без ответа противника. Темп является одним из ценнейших ресурсов шахматиста в партии. На диаграмме 1 мы наблюдаем ситуацию, в которой чёрный король ограничен в движении и подвергается риску мата белой тяжёлой фигурой с поля h5. Для достижения этого поля белой ладье нужно два темпа, а белому ферзю достаточно одного. Таким образом, если белые попытаются матовать ладьёй, то после первого хода чёрные воспользуются своим темпом для защиты этого поля или для освобождения короля, и мат с поля h5 станет невозможным. Но если белые походят на указанное поле ферзём, то у чёрных не окажется темпа для противоматового действия, таким образом, сэкономленный темп принёс белым победу при полном материальном равенстве.

На диаграмме 2 идея важности темпа представлена в ещё более чистом виде: в форме взаимного нападения ладей, исход которого решается очередью хода. Если подсчитывать в форсированных вариантах число атакующих темпов одной стороны и защитных – другой, то на диаграмме 2 их соотношение составляет 1:0, на диаграмме 3 – 3:0. На диаграмме 3 сторона, за которой очередь хода, тратит первый темп на превращение пешки, а два последующих на уничтожение вражеской пешки, ноль означает, что у слабейшей стороны нет по-настоящему защищающих ходов. Для сравнения, на диаграмме 4 соотношение темпов составляет 2:1, т. к. у защищающейся стороны после взятия её первой ладьи есть ход, который с точки зрения тактической теории формально можно назвать защитой – это отыгрыш материала (правда, кратковременный).

 

    

Диаграмма 1                               Диаграмма 2                               Диаграмма 3

 

    

Диаграмма 4                               Диаграмма 5                               Диаграмма 6

 

1.2       Тактическое значение темпа легче всего изложить на простом примере: если пешка на диаграмме 5 пойдёт на одно поле вперёд, то после отскока коня 1. … Kc5-d7 партия должна закончиться вничью. Причина успешной защиты чёрных в том, что на нападающий ход белых они ответили защищающим ходом. Если бы у белых было право сделать два хода подряд, то они могли бы сначала напасть на коня, а потом его взять. Но такого права у них нет. Однако, в шахматах возможна ситуация, когда свободно стоящие и несвязанные фигуры резко ограничиваются в подвижности: это случай шаха, потому что по правилам, ни одна фигура не может сделать хода, после которого её король будет (окажется или останется) под шахом. На диаграмме 6 в отличие от предыдущей присутствует слон, который после движения пешки объявит вскрытый шах, и заставит чёрных затратить темп на уход короля от шаха, а пешка следующим ходом возьмёт коня. Таким образом, на диаграмме 6 белые делают так называемый «ход с темпом», ход, при котором они как бы не растрачивают темпа, точнее, они отнимают этот темп у чёрных.

 

1.3       Стратегическое значение темпа наиболее высоко в дебюте. В скандинавской защите после ходов 1.e4 d5 2.ed Ф:d5 за белых напрашивается естественный вывод коня 3.Кс3. Здесь ход с темпом совершается благодаря не шаху, а «гарде». Таким образом, ход с темпом это не обязательно шах, это может быть и нападение слабой фигуры на сильную.

 

Тактические приёмы шахматной игры

 

2.1       Хотя самой известной разновидностью двойного удара являются «вилки», это не самый простой и частый вид данного тактического приёма. Для «вилки» требуется, чтобы атакуемые фигуры стояли на полях одного цвета. Проще всего наносить двойные удары ферзём, т.к. это самая маневренная фигура. В коллекции Тима Краббе приводится позиция диаграммы 7, где после хода 1. … Cd6?? Белые естественным образом сыграли 2.Фd1 с простейшим двойным ударом. Чем ближе к эндшпилю, тем чаще встречаются возможности двойных ударов ферзём.

 

Кристиансен – Карпов, 1993    Левитина – Шул, 1974             

    

Диаграмма 7                               Диаграмма 8                               Диаграмма 9

 

2.2       Связка – один из самых популярных тактических приёмов. В собраниях комбинаций на связку имеются, в большинстве своём, довольно сложные приёмы, а более актуально для уровня ГНП-2 показать дебютный пример связки: 1.e4 d5 2.ed Ф:d5 3.Kc3 Фс6?? 4.Cb5! Или, для принятого ферзевого гамбита: 1.d4 d5 2.c4 dc 3.e3!? b5? 4.a4! с угрозой 5.ab, а защита 4. … а6? Бессмысленна, т.к. после 5.ab ab? Последует 6.Л:а8.[1]

 

2.3       Перекрытие – тактический приём, понимание которого возможно уже только с несколько высокого уровня, потому что перекрытие осуществляется не в отношении самих фигур, а в отношении их линий действия, т. е., для понимания идеи перекрытия фигуру уже недостаточно рассматривать как статическую величину, а необходимо относиться к ней, как к динамическому фактору. Несложная комбинация с перекрытием приводится на диаграмме 8.

 

2.4       Отвлечение в курсе изучения шахмат обычно рассматривается на таких примерах, где оно осуществляется с помощью жертвы, часто – форсированно. На диаграмме 9 даётся позиция, где, жертвуя конём, белые отвлекают чёрную пешку с вертикали «h» и дают мат вторым ходом.

 

2.5       Завлечение – один из наиболее неочевидных тактических приёмов. На диаграмме 10 (ход чёрных) даётся пример мата в два хода, где король белых жертвой чёрного ферзя завлекается «по звёздочке» на поле g3. На диаграмме 11 король чёрных находится в двух ходах от матового поля h8, соответственно, с ним операция завлечения проводится дважды: последовательными жертвами ферзя и ладьи. В позиции на диаграмме 12 белые при помощи размена 1.С:d6 Л:d6 «подвешивали» чёрную ладью, т.е., лишали её защиты от угрозы взятия. Угроза реализовывалась ходом 2.с4, после чего чёрные, если бы увели слона из-под боя, потеряли бы качество после 3.С:h7+. В последнем примере объединены тактические приёмы завлечения, связки, двойного удара и «рентгена».

Этот пример – не полноценная комбинация, а простой форсированный вариант. Хотя такие варианты не обладают красотой комбинаций, они очень важны для демонстрации ученику понятий шахматной тактики, а также они показывают, что сложный тактический удар это не всегда комбинация, это может быть неочевидная, но после вступления неотразимая последовательность ходов.

 

Эспаола – Галонская, 1961              Крылов – Тарасов, 1961      Безуглый – Глазырин, 2007

      

Диаграмма 10                             Диаграмма 11                             Диаграмма 12

 

Шахматная нотация

 

3.1       Чтение шахматных книг – один из важных способов самоподготовки учеников. Для закрепления навыков чтения нотации и для укоренения привычки читать шахматные книги ученику следует рекомендовать интересные книги с крупным шрифтом, напечатанные специально для детей, например: «Ловушки Ферзьбери».

 

3.2       Обучение записи логично преподавать после обучения чтению, но на практике часто происходит наоборот из-за дефицита хороших детских шахматных книг. Дети легко обучаются записи, т.к. набор знаков шахматной нотации невелик: это восемь латинских букв, девять арабских цифр (нули – для рокировки), четыре грамматических знака, два арифметических (+ и x) и сокращённые обозначения для фигур.

После знакомства с полной формой записи, дети легко переходят на краткую. Для закрепления записи следует разыгрывать учебные партии вроде «глупого мата», «мата Легаля» или «вкусной пешки», где за слабейшую сторону играет тренер.

После изучения записи игры, ученику излагается запись позиции, и тогда домашние задания можно не зарисовывать, а записывать в тетрадь буквами и цифрами.

 

Техника эндшпиля

 

4.1       Изучение пешечного эндшпиля на уровне ГНП-2 должно проходить по этапам: «король с пешкой против короля», «король с двумя пешками против короля», «король с двумя пешками против короля с пешкой». После освоения планов игры при указанных соотношениях материала можно переходить к более сложным случаям. Роли короля и пешек в пешечном эндшпиле должна преподаваться как одинаково важные, без перекоса на игру пешками или королём соответственно.

 

4.2       Ладейные эндшпили это ситуации, которые требуют одновременного максимального напряжения стратегической мысли и тактического зрения. Этот эндшпиль полностью постигается при достижении зрелости шахматного мышления. Для освоения принципов игры в ладейном эндшпиле ученику потребуется, прежде всего, «характер игрока» как умение неопределённо долго ждать, чтобы потом мгновенно среагировать.

На уровне ГНП-2 для изучения ладейника следует брать примеры из соответствующей книги Авербаха (см. в списке литературы). Одновременно нужно познакомить учеников с афоризмом доктора Тарраша «ладейные эндшпили не выигрываются»; хотя этот афоризм и не вполне соответствует действительности, он довольно образно описывает богатство ничейных ресурсов в ладейнике и, соответственно, дефицит выигрывающих идей.

 

Понятия позиционной игры

 

5.1       Изучение центра на уровне ГНП-2 это изучение, прежде всего, пешечного участия в формировании центра. В качестве классического примера дебютного подрыва и противодействия подрыву следует изучить славянскую защиту ферзевого гамбита.

 

5.2       Стратегическая роль флангов рассматривается по-прежнему с точки зрения фланговых атак. На данном году обучения ученикам излагаются и показываются планы сторон при разносторонних рокировках, прежде всего – в сицилианской защите.

 

5.3       Понятие открытой линии вкупе с изученным понятием темпа подводит ученика на втором году обучения шахматам к идее важности темпа при захвате открытой линии. Изучается понятие полуоткрытой линии. Решаются комбинации с указанной идеей как в примере на диаграмме 13 (1.g6!! и 2.Ле8±).

 

Риго – Шелл, 1978                           Сута – Сутей, 1953               Васильев – Щербаков, 1958

    

Диаграмма 13                             Диаграмма 14                             Диаграмма 15

 

5.4       Знание стратегического значения пешечной конфигурации по итогам второго года обучения должно включать в себя: оценку сдвоения пешек, разницу между центральными и фланговыми пешками, понятие отсталых и изолированных пешек, понятие защищённых проходных.

 

Комбинационная игра

 

6.1       При решении комбинаций шахматист должен выискивать за противника сильнейшие возражения, чтобы случайно не начать проигрывающий вариант, который потом в ходе игры обернётся крупными потерями. Для выработки привычки тщательно проверять все варианты комбинации ученикам даются комбинации несложные, но с малозаметными сильными возражениями противной стороны. На диаграмме 14 после 1.Лg5 Ф:f6 самоубийственно будет 2.Фе5?? из-за 2. … Ф:е5+, поэтому правильное продолжение: 2.Фd4!! – «задачный» ход. На диаграмме 15 после 1.Л:f5 ef 2.Ф:d5+ Ле6 машинальное 3.Фd7?? приведёт к потере ферзя (из-за чёрного слона), а правильно будет 3.Ф:b7. На диаграмме 16 после 1.Ф:с8+ К:с8 преждевременно 2.е7+? из-за 2. … Ф:b3+! И 3. … К:е7, поэтому правильно сначала 2.Лd8+!

 

Забазнов – Шевалдов, 2006      Джинджихадзе – NN, 2007        Олсен – Андерсен, 1970

      

Диаграмма 16                                   Диаграмма 17                       Диаграмма 18

 

6.2       На в позиции диаграмме 17 чёрные могли сыграть 1. … Ф:f2 с решающим перевесом. Вместо этого последовало 1. … С:g2+? Причина ошибочного хода – «искушение шахом». Шах – очень сильный удар, но, как гласит пословица, «от шаха ещё никто не умирал», т. е., сам по себе он не является выигрышем, более того, в некоторых случаях (вроде последнего) он может оказаться вредным. Для выработки выдержки ученикам надо показывать примеры, где выигрыш достигается т.н. «тихим ходом», т. е. ходом без шаха. На диаграмме 18 чёрные выигрывают партию тихим, но неотразимым ходом 1. … b5!! На диаграмме 19 после 1. … b5 2.Ф:с5? следует тихое и невероятное 2. …Лd6!!

 

Соломон – Бернштейн, 1954

Диаграмма 19

 

Соревнования в течение года

 

7.1       Шахматные турниры порождают такое явление, которого не бывает во внетурнирных любительских партиях: договорные ничьи. Обычно ничьи без игры «расписываются» самыми сильными игроками, которые договариваются не тратить силы друг на друга, а соревноваться в отъёме очков у преследователей, либо самыми слабыми игроками, которые так страхуются от «сухого» (нулевого) результата турнира. Близкое явление – ничьи без борьбы, когда в последнем туре лишние пол-очка не приносят никому из соперников приза, но избавляют от утомительной борьбы, риска потери рейтинга и т.п. Применительно к детским шахматам такие ничьи оборачиваются моральной проблемой. Она не решена даже для профессиональных шахмат, потому что нет единого мнения: считать ли договорные ничьи частным делом двух игроков или рассматривать их как нарушение неписаных принципов спорта. Впрочем, даже самые радикальные противники ничьих без борьбы и даже без игры признают это зло допустимым. Оправданием выступает то, что турнирная борьба не ограничивается партиями, она требует ещё и правильного распределения сил и применения домашних заготовок. Не имея уверенности в своих силах, ребёнок может сам предложить или принять ничью без борьбы. Отношение тренера к такому проявлению турнирной тактики должно быть спокойным, без нагнетания страстей. Автор программы имел возможность сравнить работу двух тренеров (назовём их Х и Y), из которых Х относился к «гроссмейстерским ничьим» взвешенно и без лишних эмоций, тогда как Y всегда требовал от учеников игры на победу, причём требовал крайне эмоционально. По результатам тренерской работы Х явно превосходил Y-а во всех качественных отношениях. Это вполне естественно, так как требовать от ребёнка игры на победу, в принципе, не имеет смысла: ребёнок изначально всегда сам играет на победу, и задумывается о ничьей только в трудной ситуации. К тому же, ребёнок - максималист по сравнению со взрослым, поэтому победители детских турниров обычно имеют большой отрыв от преследователей, в отличие от взрослых, где лидеры приходят к финишу, как правило, уже потеряв несколько половинок.

Но помимо «допустимого зла» в виде быстрых ничьих в турнирах возможно проявление совершенно недопустимых вещей: договорных проигрышей, на профессиональном спортивном жаргоне – «сливов». Будучи от природы неиспорченным, ребёнок не знает о возможности «слива», если ему об этом не сказать. Просьбы сдать партию обычно исходят от не в меру заботливых родителей соперника, «друзей», просто доброхотов со стороны. Это должно караться самым беспощадным и бесповоротным образом: начиная с запрета на посещение турниров.

 

7.2       Вопрос о соотношении морального и материального поощрения за игру решается исходя из материальных условий всякого места. Но в любом случае, шахматные организации декларируют первенство морального перед материальным в шахматах. Тем не менее, материальное поощрение очень важно, и за высокие места в турнирах дети должны получать призы. Опасность для правильного развития личности шахматиста заключается в игре на ставку. Видеть, как взрослые играют на деньги, дети могут на турнирах. Обычно они уже знают, что игра на деньги это низкое занятие , и реагируют на таких шахматистов здраво: насмешливо или осуждающе. Но иногда (очень редко) возможна ситуация, когда ребёнок, ни разу не увидев игры на деньги, предлагает противнику сыграть на ставку, в т. ч. даже денежную. Это означает, что, скорее всего, у ребёнка в сознании ещё нет правила, воспрещающего такую игру, и ему нужно немедленно и твёрдо объяснить, что игра на ставку – недостойное, плохое занятие.

 

Дебютная подготовка

 

Выбор дебюта для изучения основывается на личных предпочтениях ученика, но если ученик предпочитает закрытые начала, то за белых изучается ферзевый гамбит или (при желании ученика) дебют ферзевых пешек, в случае открытых дебютов – испанская партия.

За чёрных изучаются славянская защита и русская партия соответственно. Довольно значительный процент детей за чёрных случайно или намеренно выбирают скандинавскую защиту. С учётом последних теоретических исследований в этом дебюте тренеру нужно обладать новейшей информацией о его вариантах.

 

Общефизическая подготовка

 

Как и на уровне ГНП-2 роль тренера сводится к разумному контролю естественной физической активности детей. Тренер приветствует занятия детей различными видами спорта помимо шахмат: особенно – организованные, в группах ДЮСШ/ДЮКФП.

 

 

 

Литература:

 

1.      Авербах Ю.Л. Шахматные окончания: пешечные, 1983

2.      Баранов Б.Ф. Штурм королевской крепости, Киев: 1982

3.      Вайнштейн Б.С. Ловушки Ферзьбери, М., 1990

4.      Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы Л.: 1985

5.      Журавлёв Н. Шаг за шагом, М.: 1986

6.      Косиков А.И. Комбинации в шахматах, Киев: 1983

7.      Лёвенфиш Г.Я. и др. Теория ладейных окончаний, 1986

8.      Нимцович А.И. Моя система, любое изд.

 



[1] Чёрная пешка была связана для боя, но не для движения вперёд. Строго говоря, даже для боя она не была связана в полном смысле, т.к. бой приводил чёрных к потерям, однако не нарушал правил. Случаи «неполной связки» Нимцович в «Моей системе» называл «полусвязками», но в наши дни полусвязкой называется положение двух фигур на одной линии действия вражеской дальнобойной фигуры, так что уход любой из них с этой линии связывает другую. Полусвязка является популярной темой шахматной композиции, в учебниках же по практической игре автор никогда не встречал этой темы. Разрабатывая программу по шахматам для спортивной школы, автор поставил целью затронуть изучение полусвязки на уровне УТГ.