ƒё ‘ѕ/ƒё—Ў г.”сть-Ћабинска

 

 

 

 

”чебна€ программа и методические рекомендации

обучени€ шахматам

 

 

 

 

 

√руппа начальной подготовки второго года обучени€

 

—рок реализации - 1 год

¬озраст детей - 7-9 лет

¬ид программы Ц авторска€

 


ѕо€снительна€ записка

 

I.ќбщие положени€

 

ƒанна€ программа разработана дл€ школьников возраста 7-9 лет во второй год обучени€ шахматам с учЄтом их общего уровн€ развити€ и способности к воспри€тию и усвоению специфики шахматной игры.

ƒети данного возраста занимаютс€ шахматами, как правило, во врем€ пребывани€ в группе продлЄнного дн€ 9 часов в неделю, три дн€ по 3 академических часа. ƒни тренировок перемежаютс€ дн€ми отдыха.

II.—овместна€ работа с общественными объединени€ми.

 

—ильнейшие ученики из шахматных групп приглашаютс€ на соревновани€ усть-лабинской районной шахматной федерации.

 

III.÷ели и задачи

 

√лавна€ цель обучени€ шахматам Ц повышение спортивного мастерства.

ќдновременно с этим став€тс€ и достигаютс€ следующие цели:

критичность мышлени€,

развитие счЄтных способностей,

поощрение соревновани€ и борьбы.

ќсоба€ цель обучени€ шахматам: привитие культуры вообще и шахматной в частности.

—пецифическа€ цель второго года обучени€ шахматам: подготовка шахматистов не слабее IV разр€да.

 

Ќаименование разделов и тем

¬сего часов

 оличество часов

“еоретические зан€ти€

ѕрактические зан€ти€

“емп, как составл€юща€ шахматной игры

1.1 «накомство с пон€тием

 

 

 

 

4

 

 

 

 

4

 

1.2 “актическое значение темпа

 

20

 

10

 

10

1.3 —тратегическое значение темпа

 

20

 

10

 

10

»того

44

24

20

“актические приЄмы шахматной игры

ѕростые

2.1 ƒвойной удар

 

 

 

30

 

 

 

10

 

 

 

20

2.2 —в€зка

30

10

20

—ложные

2.3 ѕерекрытие

 

24

 

8

 

16

2.4 ќтвлечение

24

8

16

2.5 «авлечение

24

8

16

»того

132

44

88

Ўахматна€ нотаци€

3.1 „тение

 

16

 

4

 

12

3.2 «апись

24

6

18

»того

40

10

30

“ехника эндшпил€

4.1 ѕешечный эндшпиль

 

 

20

 

 

8

 

 

12

4.2 Ћадейный эндшпиль

 

20

 

8

 

12

»того

40

16

24

ѕон€ти€ позиционной игры

5.1 ÷ентр

 

 

6

 

 

6

 

5.2 ‘ланги

5

5

 

5.3 ќткрытые линии

6

6

 

5.4 ѕешечна€ структура

 

10

 

10

 

»того

27

27

 

 омбинационна€ игра

6.1 ѕоиск опровержений

 

 

 

48

 

 

 

8

 

 

 

40

6.2 “ихий ход

48

8

40

»того

96

 

 

 ультура спорта и игры

7.1 ѕобеда как иде€ и цель

 

 

 

2

 

 

7.2 —амоценность игры

 

2

 

 

ƒебютна€ подготовка

 

20

 

20

 

»того

4

 

 

—оревновани€ в течение года

 

 

 

86

 

 

2

 

 

84

ќбщефизическа€ подготовка

19

4

15

¬сего

468

 

 

 

 

“емп как составл€юща€ шахматной игры

 

1.1†††††† “емп это единица и минимальный отрезок внутреннего времени шахматной партии, он представл€ет собой т. н. полуход, т. е. ход одной из сторон без ответа противника. “емп €вл€етс€ одним из ценнейших ресурсов шахматиста в партии. Ќа диаграмме 1 мы наблюдаем ситуацию, в которой чЄрный король ограничен в движении и подвергаетс€ риску мата белой т€жЄлой фигурой с пол€ h5. ƒл€ достижени€ этого пол€ белой ладье нужно два темпа, а белому ферзю достаточно одного. “аким образом, если белые попытаютс€ матовать ладьЄй, то после первого хода чЄрные воспользуютс€ своим темпом дл€ защиты этого пол€ или дл€ освобождени€ корол€, и мат с пол€ h5 станет невозможным. Ќо если белые поход€т на указанное поле ферзЄм, то у чЄрных не окажетс€ темпа дл€ противоматового действи€, таким образом, сэкономленный темп принЄс белым победу при полном материальном равенстве.

Ќа диаграмме 2 иде€ важности темпа представлена в ещЄ более чистом виде: в форме взаимного нападени€ ладей, исход которого решаетс€ очередью хода. ≈сли подсчитывать в форсированных вариантах число атакующих темпов одной стороны и защитных Ц другой, то на диаграмме 2 их соотношение составл€ет 1:0, на диаграмме 3 Ц 3:0. Ќа диаграмме 3 сторона, за которой очередь хода, тратит первый темп на превращение пешки, а два последующих на уничтожение вражеской пешки, ноль означает, что у слабейшей стороны нет по-насто€щему защищающих ходов. ƒл€ сравнени€, на диаграмме 4 соотношение темпов составл€ет 2:1, т. к. у защищающейс€ стороны после вз€ти€ еЄ первой ладьи есть ход, который с точки зрени€ тактической теории формально можно назвать защитой Ц это отыгрыш материала (правда, кратковременный).

 

††

ƒиаграмма 1†††††††††††††††††††††††† ††††† ƒиаграмма 2†††††††††††††††††††††††††††††† ƒиаграмма 3

 

††

ƒиаграмма 4†††††††††††††††††††††††† ††††† ƒиаграмма 5†††††††††††††††††††††††††††††† ƒиаграмма 6

 

1.2†††††† “актическое значение темпа легче всего изложить на простом примере: если пешка на диаграмме 5 пойдЄт на одно поле вперЄд, то после отскока кон€ 1. Е Kc5-d7 парти€ должна закончитьс€ вничью. ѕричина успешной защиты чЄрных в том, что на нападающий ход белых они ответили защищающим ходом. ≈сли бы у белых было право сделать два хода подр€д, то они могли бы сначала напасть на кон€, а потом его вз€ть. Ќо такого права у них нет. ќднако, в шахматах возможна ситуаци€, когда свободно сто€щие и несв€занные фигуры резко ограничиваютс€ в подвижности: это случай шаха, потому что по правилам, ни одна фигура не может сделать хода, после которого еЄ король будет (окажетс€ или останетс€) под шахом. Ќа диаграмме 6 в отличие от предыдущей присутствует слон, который после движени€ пешки объ€вит вскрытый шах, и заставит чЄрных затратить темп на уход корол€ от шаха, а пешка следующим ходом возьмЄт кон€. “аким образом, на диаграмме 6 белые делают так называемый Ђход с темпомї, ход, при котором они как бы не растрачивают темпа, точнее, они отнимают этот темп у чЄрных.

 

1.3†††††† —тратегическое значение темпа наиболее высоко в дебюте. ¬ скандинавской защите после ходов 1.e4 d5 2.ed ‘:d5 за белых напрашиваетс€ естественный вывод кон€ 3. с3. «десь ход с темпом совершаетс€ благодар€ не шаху, а Ђгардеї. “аким образом, ход с темпом это не об€зательно шах, это может быть и нападение слабой фигуры на сильную.

 

“актические приЄмы шахматной игры

 

2.1†††††† ’от€ самой известной разновидностью двойного удара €вл€ютс€ Ђвилкиї, это не самый простой и частый вид данного тактического приЄма. ƒл€ Ђвилкиї требуетс€, чтобы атакуемые фигуры сто€ли на пол€х одного цвета. ѕроще всего наносить двойные удары ферзЄм, т.к. это сама€ маневренна€ фигура. ¬ коллекции “има  раббе приводитс€ позици€ диаграммы 7, где после хода 1. Е Cd6?? Ѕелые естественным образом сыграли 2.‘d1 с простейшим двойным ударом. „ем ближе к эндшпилю, тем чаще встречаютс€ возможности двойных ударов ферзЄм.

 

 ристиансен Ц  арпов, 1993††† Ћевитина Ц Ўул, 1974†††††††††††††

††

ƒиаграмма 7†††††††††††††††††††††††† ††††† ƒиаграмма 8†††††††††††††††††††††††††††††† ƒиаграмма 9

 

2.2†††††† —в€зка Ц один из самых попул€рных тактических приЄмов. ¬ собрани€х комбинаций на св€зку имеютс€, в большинстве своЄм, довольно сложные приЄмы, а более актуально дл€ уровн€ √Ќѕ-2 показать дебютный пример св€зки: 1.e4 d5 2.ed ‘:d5 3.Kc3 ‘с6?? 4.Cb5! »ли, дл€ прин€того ферзевого гамбита: 1.d4 d5 2.c4 dc 3.e3!? b5? 4.a4! с угрозой 5.ab, а защита 4. Е а6? Ѕессмысленна, т.к. после 5.ab ab? ѕоследует 6.Ћ:а8.[1]

 

2.3†††††† ѕерекрытие Ц тактический приЄм, понимание которого возможно уже только с несколько высокого уровн€, потому что перекрытие осуществл€етс€ не в отношении самих фигур, а в отношении их линий действи€, т. е., дл€ понимани€ идеи перекрыти€ фигуру уже недостаточно рассматривать как статическую величину, а необходимо относитьс€ к ней, как к динамическому фактору. Ќесложна€ комбинаци€ с перекрытием приводитс€ на диаграмме 8.

 

2.4†††††† ќтвлечение в курсе изучени€ шахмат обычно рассматриваетс€ на таких примерах, где оно осуществл€етс€ с помощью жертвы, часто Ц форсированно. Ќа диаграмме 9 даЄтс€ позици€, где, жертву€ конЄм, белые отвлекают чЄрную пешку с вертикали Ђhї и дают мат вторым ходом.

 

2.5†††††† «авлечение Ц один из наиболее неочевидных тактических приЄмов. Ќа диаграмме 10 (ход чЄрных) даЄтс€ пример мата в два хода, где король белых жертвой чЄрного ферз€ завлекаетс€ Ђпо звЄздочкеї на поле g3. Ќа диаграмме 11 король чЄрных находитс€ в двух ходах от матового пол€ h8, соответственно, с ним операци€ завлечени€ проводитс€ дважды: последовательными жертвами ферз€ и ладьи. ¬ позиции на диаграмме 12 белые при помощи размена 1.—:d6 Ћ:d6 Ђподвешивалиї чЄрную ладью, т.е., лишали еЄ защиты от угрозы вз€ти€. ”гроза реализовывалась ходом 2.с4, после чего чЄрные, если бы увели слона из-под бо€, потер€ли бы качество после 3.—:h7+. ¬ последнем примере объединены тактические приЄмы завлечени€, св€зки, двойного удара и Ђрентгенаї.

Ётот пример Ц не полноценна€ комбинаци€, а простой форсированный вариант. ’от€ такие варианты не обладают красотой комбинаций, они очень важны дл€ демонстрации ученику пон€тий шахматной тактики, а также они показывают, что сложный тактический удар это не всегда комбинаци€, это может быть неочевидна€, но после вступлени€ неотразима€ последовательность ходов.

Ёспаола Ц √алонска€, 1961†††††††††††  рылов Ц “арасов, 1961††††† Ѕезуглый Ц √лазырин, 2007

††††

ƒиаграмма 10 ††††††††††††††††††††† ††††††ƒиаграмма 11†††††††††††††††††††††††††††† ƒиаграмма 12

 

Ўахматна€ нотаци€

 

3.1†††††† „тение шахматных книг Ц один из важных способов самоподготовки учеников. ƒл€ закреплени€ навыков чтени€ нотации и дл€ укоренени€ привычки читать шахматные книги ученику следует рекомендовать интересные книги с крупным шрифтом, напечатанные специально дл€ детей, например: ЂЋовушки ‘ерзьбериї.

 

3.2†††††† ќбучение записи логично преподавать после обучени€ чтению, но на практике часто происходит наоборот из-за дефицита хороших детских шахматных книг. ƒети легко обучаютс€ записи, т.к. набор знаков шахматной нотации невелик: это восемь латинских букв, дев€ть арабских цифр (нули Ц дл€ рокировки), четыре грамматических знака, два арифметических (+ и x) и сокращЄнные обозначени€ дл€ фигур.

ѕосле знакомства с полной формой записи, дети легко переход€т на краткую. ƒл€ закреплени€ записи следует разыгрывать учебные партии вроде Ђглупого матаї, Ђмата Ћегал€ї или Ђвкусной пешкиї, где за слабейшую сторону играет тренер.

ѕосле изучени€ записи игры, ученику излагаетс€ запись позиции, и тогда домашние задани€ можно не зарисовывать, а записывать в тетрадь буквами и цифрами.

 

“ехника эндшпил€

 

4.1†††††† »зучение пешечного эндшпил€ на уровне √Ќѕ-2 должно проходить по этапам: Ђкороль с пешкой против корол€ї, Ђкороль с двум€ пешками против корол€ї, Ђкороль с двум€ пешками против корол€ с пешкойї. ѕосле освоени€ планов игры при указанных соотношени€х материала можно переходить к более сложным случа€м. –оли корол€ и пешек в пешечном эндшпиле должна преподаватьс€ как одинаково важные, без перекоса на игру пешками или королЄм соответственно.

 

4.2†††††† Ћадейные эндшпили это ситуации, которые требуют одновременного максимального напр€жени€ стратегической мысли и тактического зрени€. Ётот эндшпиль полностью постигаетс€ при достижении зрелости шахматного мышлени€. ƒл€ освоени€ принципов игры в ладейном эндшпиле ученику потребуетс€, прежде всего, Ђхарактер игрокаї как умение неопределЄнно долго ждать, чтобы потом мгновенно среагировать.

Ќа уровне √Ќѕ-2 дл€ изучени€ ладейника следует брать примеры из соответствующей книги јвербаха (см. в списке литературы). ќдновременно нужно познакомить учеников с афоризмом доктора “арраша Ђладейные эндшпили не выигрываютс€ї; хот€ этот афоризм и не вполне соответствует действительности, он довольно образно описывает богатство ничейных ресурсов в ладейнике и, соответственно, дефицит выигрывающих идей.

 

ѕон€ти€ позиционной игры

 

5.1†††††† »зучение центра на уровне √Ќѕ-2 это изучение, прежде всего, пешечного участи€ в формировании центра. ¬ качестве классического примера дебютного подрыва и противодействи€ подрыву следует изучить слав€нскую защиту ферзевого гамбита.

 

5.2†††††† —тратегическа€ роль флангов рассматриваетс€ по-прежнему с точки зрени€ фланговых атак. Ќа данном году обучени€ ученикам излагаютс€ и показываютс€ планы сторон при разносторонних рокировках, прежде всего Ц в сицилианской защите.

 

5.3†††††† ѕон€тие открытой линии вкупе с изученным пон€тием темпа подводит ученика на втором году обучени€ шахматам к идее важности темпа при захвате открытой линии. »зучаетс€ пон€тие полуоткрытой линии. –ешаютс€ комбинации с указанной идеей как в примере на диаграмме 13 (1.g6!! и 2.Ће8±).

 

–иго Ц Ўелл, 1978†††††††††††††††††††††††††† —ута Ц —утей, 1953†††††††††††††† ¬асильев Ц ўербаков, 1958

††

ƒиаграмма 13†††††††††††††††††††††† ††††† ƒиаграмма 14†††††††††††††††††††††††††††† ƒиаграмма 15

 

5.4†††††† «нание стратегического значени€ пешечной конфигурации по итогам второго года обучени€ должно включать в себ€: оценку сдвоени€ пешек, разницу между центральными и фланговыми пешками, пон€тие отсталых и изолированных пешек, пон€тие защищЄнных проходных.

 

 омбинационна€ игра

 

6.1†††††† ѕри решении комбинаций шахматист должен выискивать за противника сильнейшие возражени€, чтобы случайно не начать проигрывающий вариант, который потом в ходе игры обернЄтс€ крупными потер€ми. ƒл€ выработки привычки тщательно провер€ть все варианты комбинации ученикам даютс€ комбинации несложные, но с малозаметными сильными возражени€ми противной стороны. Ќа диаграмме 14 после 1.Ћg5 ‘:f6 самоубийственно будет 2.‘е5?? из-за 2. Е ‘:е5+, поэтому правильное продолжение: 2.‘d4!! Ц Ђзадачныйї ход. Ќа диаграмме 15 после 1.Ћ:f5 ef 2.‘:d5+ Ће6 машинальное 3.‘d7?? приведЄт к потере ферз€ (из-за чЄрного слона), а правильно будет 3.‘:b7. Ќа диаграмме 16 после 1.‘:с8+  :с8 преждевременно 2.е7+? из-за 2. Е ‘:b3+! » 3. Е  :е7, поэтому правильно сначала 2.Ћd8+!

 

«абазнов Ц Ўевалдов, 2006††††† ƒжинджихадзе Ц NN, 2007††††††† ќлсен Ц јндерсен, 1970

††††

ƒиаграмма 16†††††††††††††††††††††††††††††††††† ƒиаграмма 17†††††††††††††††††††††† ƒиаграмма 18

 

6.2†††††† Ќа в позиции диаграмме 17 чЄрные могли сыграть 1. Е ‘:f2 с решающим перевесом. ¬место этого последовало 1. Е —:g2+? ѕричина ошибочного хода Ц Ђискушение шахомї. Ўах Ц очень сильный удар, но, как гласит пословица, Ђот шаха ещЄ никто не умиралї, т. е., сам по себе он не €вл€етс€ выигрышем, более того, в некоторых случа€х (вроде последнего) он может оказатьс€ вредным. ƒл€ выработки выдержки ученикам надо показывать примеры, где выигрыш достигаетс€ т.н. Ђтихим ходомї, т. е. ходом без шаха. Ќа диаграмме 18 чЄрные выигрывают партию тихим, но неотразимым ходом 1. Е b5!! Ќа диаграмме 19 после 1. Е b5 2.‘:с5? следует тихое и неверо€тное 2. ЕЋd6!!

 

—оломон Ц Ѕернштейн, 1954

ƒиаграмма 19

 

—оревновани€ в течение года

 

7.1†††††† Ўахматные турниры порождают такое €вление, которого не бывает во внетурнирных любительских парти€х: договорные ничьи. ќбычно ничьи без игры Ђрасписываютс€ї самыми сильными игроками, которые договариваютс€ не тратить силы друг на друга, а соревноватьс€ в отъЄме очков у преследователей, либо самыми слабыми игроками, которые так страхуютс€ от Ђсухогої (нулевого) результата турнира. Ѕлизкое €вление Ц ничьи без борьбы, когда в последнем туре лишние пол-очка не принос€т никому из соперников приза, но избавл€ют от утомительной борьбы, риска потери рейтинга и т.п. ѕрименительно к детским шахматам такие ничьи оборачиваютс€ моральной проблемой. ќна не решена даже дл€ профессиональных шахмат, потому что нет единого мнени€: считать ли договорные ничьи частным делом двух игроков или рассматривать их как нарушение неписаных принципов спорта. ¬прочем, даже самые радикальные противники ничьих без борьбы и даже без игры признают это зло допустимым. ќправданием выступает то, что турнирна€ борьба не ограничиваетс€ парти€ми, она требует ещЄ и правильного распределени€ сил и применени€ домашних заготовок. Ќе име€ уверенности в своих силах, ребЄнок может сам предложить или прин€ть ничью без борьбы. ќтношение тренера к такому про€влению турнирной тактики должно быть спокойным, без нагнетани€ страстей. јвтор программы имел возможность сравнить работу двух тренеров (назовЄм их ’ и Y), из которых ’ относилс€ к Ђгроссмейстерским ничьимї взвешенно и без лишних эмоций, тогда как Y всегда требовал от учеников игры на победу, причЄм требовал крайне эмоционально. ѕо результатам тренерской работы ’ €вно превосходил Y-а во всех качественных отношени€х. Ёто вполне естественно, так как требовать от ребЄнка игры на победу, в принципе, не имеет смысла: ребЄнок изначально всегда сам играет на победу, и задумываетс€ о ничьей только в трудной ситуации.   тому же, ребЄнок - максималист по сравнению со взрослым, поэтому победители детских турниров обычно имеют большой отрыв от преследователей, в отличие от взрослых, где лидеры приход€т к финишу, как правило, уже потер€в несколько половинок.

Ќо помимо Ђдопустимого злаї в виде быстрых ничьих в турнирах возможно про€вление совершенно недопустимых вещей: договорных проигрышей, на профессиональном спортивном жаргоне Ц Ђсливовї. Ѕудучи от природы неиспорченным, ребЄнок не знает о возможности Ђсливаї, если ему об этом не сказать. ѕросьбы сдать партию обычно исход€т от не в меру заботливых родителей соперника, Ђдрузейї, просто доброхотов со стороны. Ёто должно каратьс€ самым беспощадным и бесповоротным образом: начина€ с запрета на посещение турниров.

 

7.2†††††† ¬опрос о соотношении морального и материального поощрени€ за игру решаетс€ исход€ из материальных условий вс€кого места. Ќо в любом случае, шахматные организации декларируют первенство морального перед материальным в шахматах. “ем не менее, материальное поощрение очень важно, и за высокие места в турнирах дети должны получать призы. ќпасность дл€ правильного развити€ личности шахматиста заключаетс€ в игре на ставку. ¬идеть, как взрослые играют на деньги, дети могут на турнирах. ќбычно они уже знают, что игра на деньги это низкое зан€тие , и реагируют на таких шахматистов здраво: насмешливо или осуждающе. Ќо иногда (очень редко) возможна ситуаци€, когда ребЄнок, ни разу не увидев игры на деньги, предлагает противнику сыграть на ставку, в т. ч. даже денежную. Ёто означает, что, скорее всего, у ребЄнка в сознании ещЄ нет правила, воспрещающего такую игру, и ему нужно немедленно и твЄрдо объ€снить, что игра на ставку Ц недостойное, плохое зан€тие.

 

ƒебютна€ подготовка

 

¬ыбор дебюта дл€ изучени€ основываетс€ на личных предпочтени€х ученика, но если ученик предпочитает закрытые начала, то за белых изучаетс€ ферзевый гамбит или (при желании ученика) дебют ферзевых пешек, в случае открытых дебютов Ц испанска€ парти€.

«а чЄрных изучаютс€ слав€нска€ защита и русска€ парти€ соответственно. ƒовольно значительный процент детей за чЄрных случайно или намеренно выбирают скандинавскую защиту. — учЄтом последних теоретических исследований в этом дебюте тренеру нужно обладать новейшей информацией о его вариантах.

 

ќбщефизическа€ подготовка

 

 ак и на уровне √Ќѕ-2 роль тренера сводитс€ к разумному контролю естественной физической активности детей. “ренер приветствует зан€ти€ детей различными видами спорта помимо шахмат: особенно Ц организованные, в группах ƒё—Ў/ƒё ‘ѕ.

 

 

 

Ћитература:

 

1.      јвербах ё.Ћ. Ўахматные окончани€: пешечные, 1983

2.      Ѕаранов Ѕ.‘. Ўтурм королевской крепости,  иев: 1982

3.      ¬айнштейн Ѕ.—. Ћовушки ‘ерзьбери, ћ., 1990

4.      «ак ¬., ƒлуголенский я. я играю в шахматы Ћ.: 1985

5.      ∆уравлЄв Ќ. Ўаг за шагом, ћ.: 1986

6.       осиков ј.».  омбинации в шахматах,  иев: 1983

7.      ЋЄвенфиш √.я. и др. “еори€ ладейных окончаний, 1986

8.      Ќимцович ј.». ћо€ система, любое изд.

 



[1] „Єрна€ пешка была св€зана дл€ бо€, но не дл€ движени€ вперЄд. —трого говор€, даже дл€ бо€ она не была св€зана в полном смысле, т.к. бой приводил чЄрных к потер€м, однако не нарушал правил. —лучаи Ђнеполной св€зкиї Ќимцович в Ђћоей системеї называл Ђполусв€зкамиї, но в наши дни полусв€зкой называетс€ положение двух фигур на одной линии действи€ вражеской дальнобойной фигуры, так что уход любой из них с этой линии св€зывает другую. ѕолусв€зка €вл€етс€ попул€рной темой шахматной композиции, в учебниках же по практической игре автор никогда не встречал этой темы. –азрабатыва€ программу по шахматам дл€ спортивной школы, автор поставил целью затронуть изучение полусв€зки на уровне ”“√.


–Ї—Г–њ–Є—В—М –і–Є–њ–ї–Њ–Љ –Ш–≤–∞–љ–Њ–≤–Њ - –њ—А–Њ–і–∞–ґ–∞ —А–µ–∞–ї—М–љ—Л–Є—Е –і–Є–њ–ї–Њ–Љ–Њ–≤.