ДЮКФП/ДЮСШ г.Усть-Лабинска

 

 

 

 

Учебная программа и методические рекомендации

обучения шахматам

 

 

 

 

 

Группа начальной подготовки первого года обучения

 

Срок реализации - 1 год

Возраст детей - 6-8 лет

Вид программы – авторская

 


Пояснительная записка

 

I.Общие положения

 

Данная программа разработана для школьников возраста 6-8 лет в первый год обучения шахматам с учётом их общего уровня развития и способности к восприятию и усвоению специфики шахматной игры.

Дети данного возраста занимаются шахматами, как правило, во время пребывания в группе продлённого дня 6 часов в неделю, три дня по 2 академических часа. Дни тренировок желательно перемежать днями отдыха. Для детей старших возрастов программа первого года обучения в группе начальной подготовки может даваться ускоренно.

 

II.Совместная работа с общественными объединениями.

 

Сильнейшие ученики из шахматных групп приглашаются на соревнования усть-лабинской районной шахматной федерации.

 

III.Цели и задачи

 

Главная цель обучения шахматам – повышение спортивного мастерства.

Одновременно с этим ставятся и достигаются следующие цели:

критичность мышления,

развитие счётных способностей,

поощрение соревнования и борьбы.

Особая цель обучения шахматам: привитие культуры вообще и шахматной в частности.

 

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Введение

1.1 Расположение доски, расстановка и основные ходы шахматных фигур

1

1

 

1.2 Сравнительная сила шахматных фигур

1

1

 

1.3 Особые ходы в шахматах

1

1

 

Итого

3

3

 

Цель игры

2.1 Понятие шаха

1

1

 

2.2 Понятие мата

1

1

 

2.3 Неприкосновенность короля

1

1

 

2.4 Ничья как цель игры

1

1

 

2.5 Частные случаи ничьей

1

1

 

Итого

5

5

 

Актуальные темы начала обучения

3.1 Превращение пешки

5

1

4

3.2 Простейшие способы мата

11

1

10

3.3 Основные понятия дебюта

8

4

4

3.4 Культура спорта и игры

2

2

 

Итого

26

8

18

Способы выигрыша партии

4.1 Достижение и реализация материального перевеса

2

2

 

4.2 Тактические удары на выигрыш материала

60

20

40

4.3 Матовые атаки

30

10

20

Итого

92

 

 

Понятия позиционной игры

5.1 Центр

4

4

 

5.2 Фланги

3

3

 

5.3 Открытые линии

4

4

 

5.4 Пешечная структура

6

6

 

Итого

17

17

 

Понятия комбинационной игры

6.1 Комбинация

60

20

40

6.2 Ловушка

12

8

4

Итого

72

28

44

Соревнования в течение года

84

3

81

Общефизическая подготовка

13

3

10

Всего

312

 

 

 

 

 

1.Введение

 

1.1       Практика показывает, что оптимальное начало обучения шахматам это знакомство с ходами фигур (и одновременно их названиями). По простоте хода фигуры можно выстроить от простого к сложному в следующем порядке: ладья, слон, ферзь, король, конь, пешка. Сложность хода двух последних фигур друг относительно друга условна, т.к. конь обладает наиболее необычным ходом: прыжком в виде буквы «Г», который по правилам обозначается как «ход на ближайшую клетку, не относящуюся к горизонтали, вертикали или диагонали исходного поля»; однако, пешка обладает правом выбора длины первого хода (на 1 или 2 поля), бьёт отлично от хода, обладает правом взятия на проходе и превращается в любую фигуру кроме себя и короля на последней горизонтали, не может двигаться назад. Взятие на проходе можно оставить до темы «Особые ходы в шахматах», как и рокировку, но понятие превращения следует преподать сразу же.

Иногда знакомство с ходами начинают в порядке от слабейших к сильнейшим: пешка, конь, слон, ладья, ферзь, король, где король занимает высшее место не по силе, а по игровой ценности. В любом случае, изучение хода короля обычно проводится сразу же после ферзя, т.к. король так же, как и ферзь, двигается в любом из 8 возможных направлений. Указанный порядок знакомства с ходами может применяться в случае предварительного изучения расстановки фигур для партии. Если по желанию преподавателя или ученика знакомство с шахматами началось именно с изучения расстановки начальной позиции, то обычно первыми на доске выставляются пешки в их ряду, затем ладьи, рядом – кони, дальше – слоны, а центральные клетки занимаются ферзём (по известному правилу «ферзь любит свой цвет») и королём. Правильное расположение доски ребёнок интуитивно угадывает по стыку или сгибу половинок, но, вообще, следует в качестве правила преподнести, что под левой рукой должен быть чёрный угол. Именно такой ориентир (левая, а не правая, как могло ожидаться, рука) использовался в книге Зака и Длуголенского «Я играю в шахматы». Связано это, видимо, с тем, что под левой рукой шахматиста с белыми фигурами находится «первое поле доски – а1», а у его противника – «последнее поле доски – h8», к тому же, главная чёрная диагональ играет в дебюте и миттельшпиле большую роль (староиндийская защита, защита Грюнфельда, вариант дракона), чем главная белая (новоиндийская защита, каталонское начало).

Частным случаем хода является взятие. У всех фигур, кроме пешки, взятие совпадает по маршруту с обычным ходом, поэтому детям даётся правило: «Как фигура ходит, так она и бьёт; а пешка ходит прямо, а бьёт наискось». Трудности, иногда возникающие на этом этапе, это обычно «бои с перескоком», которые делают дети, знакомые с шашками, по аналогии с этой игрой. Поскольку пешка напоминает шашку и названием, и своей ролью: слабая фигура среди массы одинаковых, да к тому же и бьёт наискось, то у ребёнка, знающего шашки, возникает рефлекс: бить пешкой как шашкой. Этот рефлекс подавляется простым правилом: «Пешка – не шашка, не перескакивает». Похожая трудность возникает и с коневым взятием. Поскольку ребёнок знает, что конь «ходит буквой Г», он мысленно рисует Г-образную линию от исходного поля до конечного. Зная, что конь перелетает препятствия, ребёнок видит, что коню нет помех для постановки на свободное поле на заданном правилами расстоянии, одновременно с этим ребёнок может видеть, что линия под переносимым конём пронизывает вражеские фигуры, которые, таким образом, могут трактоваться как поражённые. Это заблуждение следует развеивать правилом: «куда фигура становится, там она и бьёт, а кого конь перелетел – того не задел». Редко, но встречаются случаи, когда начинающий шахматист «с перелётом» осуществляет, например, ладейный бой. Для этого и подобного – всё то же правило: «куда фигура походила, на том поле она и убила».

Примечательно, что хотя запрет на бой собственных фигур специально не оговаривается, начинающий шахматист самой ранней ступени никогда не побьёт собственную фигуру. У разных детей различный стиль, некоторые активно и с большим удовольствием забирают чужие фигуры, другие не решаются брать ничего, но даже самые «хищные» никогда не «едят» своих фигур. Эта ошибка встречается у шахматистов не раньше нескольких десятков партий, после её первого проявления она относительно часта, происходит через каждые несколько игр, затем становится всё реже, но наблюдается и у опытных игроков: «…И Ленский пешкою ладью берёт в рассеяньи свою».

Ещё один довольно частый вопрос от детей, вызванный известной особенностью пешек: может ли фигура N ходить назад. Стандартный ответ: «все фигуры кроме пешек ходят назад».

 

К правильному употреблению терминов

Следует мягко, но неотступно приучать детей к официальному названию фигур, исправляя ошибки вроде: «офицер», «королева», «дамка».

О цветах: хотя фактически цвета фигур и полей могут быть: «коричневый и жёлтый», «синий и серебряный» и даже «прозрачный и матовый», в шахматах используются условные названия «чёрный» и «белый».

Правильные термины взятия (боя) должны доминировать в речи преподавателя, но в небольшом количестве допускается для образности и оживления использовать слова: «съесть», «скушать», «убить» и т. п.

 

 

1.2       После знакомства с понятием взятия ребёнку необходимо сообщить относительную силу фигур. Считая, что сила пешки равна единице, конь будет иметь силу 3, ладья – 5, ферзь – 9, король – 3. Что же касается слона, то для простоты его приравнивают к коню, хотя точнее было бы определить его силу как 3,5. Похожая ситуация у ладьи, у которой сила считается в 5 пешек ради простоты, говоря же точнее, ладья это четыре с половиной пешки, потому что две ладьи по силе равны одному ферзю. Король, который имеет боевую силу всего в три единицы, одновременно с этим обладает абсолютной и неизмеримой игровой ценностью, что следует подчеркнуть в рассказе об отношениях фигур.

Ведя игру, дети на раннем этапе обучения очень любят подсчитывать «очки» по количеству взятых у противника фигур. Это нерационально, т.к., фигуры вне доски могут исчезать из поля зрения, а на доске могут появляться новые фигуры посредством превращения. Таким образом, сравнивать материальное положение сторон нужно по стоящим на доске фигурам. При этом суммировать их силы не всегда обязательно. Часто можно «сократить» равнозначные фигуры и указать на остающуюся разницу. Например, в позиции на диаграмме 1 у обеих сторон совершенно одинаковые силы, на диаграмме 2 у белых после сокращений одинаковых сил остаётся лишний конь, а на диаграмме 3 соотношение несокращаемых сил: «слон белых за пешку чёрных». В последнем случае можно сказать, что материальный перевес белых – две или две с половиной пешки. Уже на стадии знакомства с относительной силой фигурой пропедевтически можно говорить, что главное, в конечном итоге, не «съесть» как можно больше материала, а поставить мат вражескому королю.

 

    

Диаграмма 1                              Диаграмма 2                              Диаграмма 3

 

 

Следует сообщить ученикам, что конь и слон объединяются в группу лёгких фигур, тогда как ладья и ферзь это тяжёлые фигуры. После этого следует объяснить ученикам важное и часто встречающееся понятие разницы между ладьёй и лёгкой фигурой – понятие качества. У учеников старшего возраста «качество» может наполняться обыденным значением этого слова, так, например, у четвероклассника В. был довольно частый вопрос ко мне: «Алексей Николаевич, у кого сейчас лучше качество?» В таких случаях нужно неотступно повторять: что качество это разница сил между ладьёй и конём, либо между ладьёй и слоном; тот, кто возьмёт чужую ладью за свою лёгкую фигуру – выиграет качество, тот, кто отдаст свою ладью за чужую лёгкую фигуру – потеряет качество.

Также ребёнку на этом этапе желательно сообщить, что упомянутое преимущество слона над конём не имеет большого значения, и один слон может быть разменян на коня. Но два слона всегда сильнее двух коней. Существует шуточная пословица: «Два слона это маленький ферзь».

 

К правильному употреблению терминов

Следует стремиться, чтобы дети называли размен фигур именно разменом, а не обменом или меной, соответственно, глагол для данного действия: «разменяться», а не «поменяться» и т.п.

 

1.3       Особенные ходы являются неотъемлемой частью правил шахматной игры и не могут быть отложены для изучения после вступительного этапа.

а) Превращение пешки. Дети уже знакомы с ним благодаря ступени 1.1. Обычный «вопрос на засыпку» здесь: может ли пешка превратиться в ферзя, если один ферзь уже стоит на доске? Правила не накладывают на это никаких ограничений: если игрок доведёт до конца все 8 пешек, то вместе с первым у него может одновременно стоять на доске до девяти ферзей. Аналогично на доске может быть одноцветных три коня, три слона, три ладьи и большее количество этих фигур. Боязнь сверхкомплекта имеет психологические причины: «если у игрока нет фигурки второго ферзя, значит на доске не может быть больше одного ферзя каждого цвета». Если ребёнку объяснить, что ограничений по числу превращённых фигур одного сорта нет, это его воодушевляет, часто, в партии с более слабым противником он специально доводит до последней линии несколько пешек. Как известно, при отсутствии запасной фигуры, второго и третьего играющего ферзя игрок обозначает перевёрнутой ладьёй. Дети мгновенно перенимают такой способ, более того, если ладьи заняты в игре или их не хватает, при превращении в дополнительного ферзя без малейших затруднений обходятся и фигурой самой пешки, которую не убирают с доски, а просто наделяют ходом ферзя и прекрасно удерживают её положение в памяти; могут использоваться и лёгкие фигуры, ушедшие с доски, всё для той же цели: обозначения сверхкомплектного ферзя.

Бывает, что взрослые, не совсем знакомые с правилами шахмат, играя с детьми дома, запрещают им ставить сверхкомплектного ферзя, тогда детям приходится обращаться к авторитету тренера (случай со второклассником Р. и его бабушкой).

 

б) Рокировка.

Хотя в книге «Я играю в шахматы» рокировка описывается простейшим способом как подход ладьи к королю и прыжок короля через неё, по правилам ФИДЕ совершать рокировку следует начиная именно с короля. Отсюда правило рокировки ребёнку излагается так: король делает два шага к ладье, а ладья через него перелетает. Обязательно следует сообщить ребёнку, что право на рокировку у короля исчезает после его (короля) движения, также после движения ладьи исчезает право на рокировку с данной ладьёй. Необходимость чистого пространства между королём и ладьёй ребёнок понимает интуитивно, запрет на рокировку под шах, через шах и из-под шаха можно изложить пропедевтически или объяснить в ходе практической игры.

Дебютное значение рокировки можно не объяснять до первых занятий по дебюту.

 

К правильному употреблению терминов

Слово «рокировка» детям желательно дать и в письменном виде, чтобы избежать «лакировок», «блокировок» и т.п., чем грешат многие друзья, дедушки, старшие братья и др.

 

в) Взятие на проходе.

Из трёх необычных шахматных ходов это самый необычный. История появления этого хода (необходимо знать тренеру) связана с правом двойного движения пешки с исходной горизонтали (2-й и 7-й). Это право возникло в Италии примерно в XV веке для ускорения шахматной игры (как и рокировка), и принесло с собой тактические осложнения (возможность построения запертых пешечных цепей), для уравновешивания каковых осложнений и было введено встречное право взятия на проходе. С точки зрения пешечного хода само взятие на проходе достаточно логично, т.к. нормальный ход пешки – одна клетка, на первом же своём ходу она всего лишь делает два одинарных шага, так что после первого возникает некоторая условная пауза, воспользоваться которой может вражеская пешка, целящаяся на то поле, где на мгновение встала проходящая пешка. Впечатление, производимое на детей взятием на проходе настолько сильно, что они пытаются брать (обычно, спрашивая у тренера предварительного разрешения) и другие пешки, не проходящие, например, как на диаграмме 4. Стрелками на этой диаграмме изображены некорректные попытки взятия «на проходе», которые могут исходить от любой стороны. В книге гроссмейстера Крогиуса даётся простейший пример ошибки и использования этой ошибки, которые связаны с правилом взятия на проходе (диаграмма 5). Белые легко выиграли бы, если бы подвели короля к чёрной пешке и взяли бы её, а затем провели бы свою в ферзи. Но, забыв о правиле взятия на проходе, они решили просто «проскочить» пешкой мимо чёрной пешки, что не удалось, т.к. чёрные с полным правом взяли на проходе.

 

    

Диаграмма 4                               Диаграмма 5                               Диаграмма 6

 

2. Цель игры

 

2.1       Понятие шаха, как нападения на короля, усваивается детьми довольно легко, также и понятие защиты от шаха.

 

К правильному употреблению терминов

Из-за особенностей кубанского диалекта «шах» может восприниматься детьми как «шаг», так что рекомендуется знакомить детей и с письменной формой термина.

 

2.2       От понятия шаха легко перейти к понятию мата, если продемонстрировать детям простейшую матовую позицию (диаграмма 6).

 

2.3       С шахом и матом связан один из главных парадоксов шахматной игры: неприкосновенность короля. Несмотря на то, что на короля можно напасть, его нельзя взять. Несмотря на то, что короля нельзя взять, он не имеет права задерживаться под шахом. Заматованного короля нельзя побить, так как партия прекращается сразу же после матующего хода. Парадокс этот разрешается довольно простым способом: исключительные права короля уравновешиваются исключительными обязанностями. У начинающих иногда встречается т.н. «жертва короля», когда игрок оставляет короля под шахом, надеясь, просто съесть все фигуры противника своими фигурами. Но это является прямым противоречием двойной цели шахматной игры: заматовать чужого короля, обеспечив безопасность своему. Эстетика шахматной игры заключается в том, что простой материальный перевес не даёт гарантии выигрыша, т.к. на грубую силу всегда находится техника. На этом этапе обучения детям уже можно продемонстрировать классический пример спёртого мата, где красота победы техники над материалом наиболее очевидна.

 

2.4       Ничья как цель игры при нехватке сил для выигрыша также интуитивно вполне понимается детьми. Простейший пример для фиксации понятия такой ничьей можно сделать из перехвата вражеской проходной пешки.

 

2.5       В соответствии с Правилами ФИДЕ ничья в партии фиксируется в следующих случаях:

а) при согласии противников

б) при теоретически ничейном соотношении материала

в) при троекратном повторении позиции (см. также в Правилах примечание)

г) после 50 ходов подряд без пешечных движений и взятия материала

д) при пате.

Случай в) нередко происходит в результате вечного шаха. Ошибка, которая может встречаться у детей: это подмена понятия повтора позиции понятием повтора ходов, а также надуманное ограничение на количество шахов, которые может дать противник. Случай д) детьми усваивается легко, т.к. он очень интересен, и опасность здесь только в неправильном употреблении терминов, когда дети, узнав, что «пат это ничья», воспринимают это не как «пат – частный случай ничьей», а как «пат – краткое обозначение для ничьей». Борьба с неправильным употреблением этого термина может стать затяжной, т.к. слово «пат» - краткое и благозвучное, что стимулирует ребёнка к его произнесению.

 

3.Актуальные темы начала обучения

 

3.1       Превращение пешки в ферзя – способ, при помощи которого ученик резко увеличивает своё материальное преимущество и шансы на постановку мата. Простейший пример проведения пешки см. на диаграмме 7.

 

    

Диаграмма 7                               Диаграмма 8                               Диаграмма 9

 

На диаграмме 8 первый ход делают чёрные 1. … Крb2 Единственный способ выигрыша за белых – проведение пешки, причём обязательно на две клетки первым ходом. Эта позиция позволяет оценить понимание эндшпиля начинающим учеником, обычно правильное решение (длинный ход пешкой) находит только один из десяти детей, остальные двигают пешку на одно поле.

 

3.2       Хотя простейшим способом матования является линейный мат (двумя тяжёлыми фигурами), начать изучение различных способов целенаправленного матования лучше не с простейшего, а с основного способа, за который примем мат ладьёй. На диаграмме 9 изображена предматовая позиция, в которой ученик легко находит матующий ход за белых. После совместного анализа матовой позиции следует предложить ученику диаграмму 10. Большинство не находит решения 1.Крd3 и рефлексивно играют 1.Кре3? Здесь следует объяснить ученику, что сильнейшая сторона не ставит сама своего короля напротив вражеского, а заставляет противника это сделать. После того, как найден вступительный ход, за чёрных следует ответить 1. … Крf1, на что многие дети отвечают уже правильно: 2.Кре3 и продолжают преследование чёрного короля вплоть до хода 4.Крg3. Ответ 4. … Крg1 следует выделить более медленным движением кисти с более громкой постановкой фигуры. Это служит сигналом к тому, что чёрные сделали ключевой ход, и ученик перестраивается с рутины (преследования) на творчество (поиск решающего хода).

 

    

Диаграмма 10                             Диаграмма 11                             Диаграмма 12

 

После решения задания на диаграмме 10, можно переходить к задачам уровня диаграммы 11. Проблему передачи хода чёрным (см. диаграмму 12) можно решать треугольником короля, но проще и актуальнее познакомить ребёнка с понятием промежуточного хода и показать ему способ 1.Лb5, после которого позиция принципиально не изменилась, только ход перешёл к чёрным.

«Ускоренный» способ матования ладьёй, при котором король сильнейшей стороны специально ставится в оппозицию, изучать раньше 3-го года обучения нецелесообразно. При изучении матования ферзём, следует объяснить, что можно действовать ферзём, как и ладьёй, но рациональнее использовать дополнительную мощь ферзя, в т.ч. с преднамеренной постановкой собственного короля в оппозицию вражескому. Возникающие на последних ходах патовые угрозы будут дополнительной тренировкой ученику.

 

3.3       На первом году обучения следует изложить ученику дебютную идею в виде трёх принципов, как то: 1) захват центра пешками, 2) вывод лёгких фигур, 3) рокировка. Предостеречь ученика от: 1) ненужных ходов фланговыми пешками, 2) необоснованных выпадов, 3) потери темпов на повторных ходах одной фигурой, 4) запирания собственных фигур, 5) ослабления королевского прикрытия.

 

3.4       Культура спорта и игры базируется на уважении к противнику. Одновременно уважение к противнику является началом выигрышного плана. Составляющие шахматной культуры можно разделить действия и состояния, где к действиям относится поздравление победителю, благодарность проигравшему, приветствия и рукопожатия, другие активные выражения уровня воспитания; к состояниям относятся молчание во время игры, терпение к чужой задумчивости при игре без часов, а при своём ходе (без часов) рациональное использование времени без отвлечений на окружающее и другие пассивные показатели уровня культуры.

Спортивная мораль не осуждает использования грубых ошибок противника, однако существуют некоторые принципы, которые иногда принимаются шахматистами на себя добровольно, например, напоминать противнику о необходимости переключать часы, если он забыл. Дети сами напоминают противнику о часах, потому что им интересно переключение кнопок, но с определённого момента они начинают понимать ценность времени и уже используют забывчивость противника. При обучении шахматистов следует первичным считать стремление к победе, когда оно не нарушает общих этических правил, дополнительные же моральные нормы, которые относятся к т. н. «рыцарству», усваиваются шахматистами самостоятельно в зависимости от склада характера, и тренеру не стоит пытаться привить упомянутое рыцарство своим воспитанникам, т. к. выбор этот делается каждым индивидуально.

 

4.Способы выигрыша партии

 

4.1       Наиболее общим случаем выигрышного плана в шахматах является достижение и реализация материального перевеса. Материальный перевес у начинающих шахматистов возникает в результате зевков противника: активных, когда ценная или беззащитная фигура ставится под бой, или пассивных, когда фигура оставляется под боем. Пассивные зевки подразумевают определённое построение планов у активной стороны, что свидетельствует о постепенном освоении шахматной игры атакующей стороной; впрочем, на начальном этапе обучения ходы часто совершаются игроком без мало-мальски серьёзного замысла, и уже апостериори он (автор хода) может обнаружить в нём сильную идею.

Реализацию перевеса обычно проводят разменами. Ученикам можно продемонстрировать позицию, в которой материал сторон различается всего лишь одной пешкой; убирая с доски по паре равных разноцветных фигур, мы приходим к ситуации, когда у слабейшей стороны остаётся одинокий король, а у сильнейшей – король с пешкой, которая получает возможность превращения в ферзя. При большем перевесе реализация будет проходить ещё быстрее. Следует напомнить ученику и о том, что при перевесе в лёгкую фигуру бессмысленно размениваться до соотношения «король против короля с лёгкой фигурой», т. к. оно ничейное, а следует оставить хотя бы одну свою пешку (желательно – больше), для превращения.

 

4.2       Вскоре после завершения самых первых этапов обучения следует показать детям несложные тактические удары на выигрыш материала. Самым наглядным из них является вилка.

 

К правильному употреблению терминов

В отечественной традиции вилкой принято называть двойной удар конём или пешкой, остальные случаи именуются просто двойными ударами. Для сравнения: у известного голландского шахматиста Тима Краббе можно встретить такой термин, как «вилка короля».

 

Примеры вилок и двойных ударов следует давать от простых к сложным, ключевые этапы: очевидной вилки, неочевидной вилки, одноходового двойного удара в одном направлении и двухходового такого же, приведены на диаграммах 13-16. На диаграммах 17 и 18 демонстрируются более сложные способы выигрыша фигуры, которые, однако, складываются из простых элементов.

 

    

Диаграмма 13                              Диаграмма 14                            Диаграмма 15

 

 

                                                    Силади – Ван Стейнис, 1949     Ласкер – Эйве, 1936

    

Диаграмма 16                             Диаграмма 17                             Диаграмма 18

 

 

4.3       Матовые планы можно классифицировать по 4-м типам: штурм королевского укрытия, преследование короля, плетение матовой сети и техническое матование в эндшпиле. С последним ученики уже должны быть знакомы (см. п. 3.2), преследование короля требует хороших практических навыков и широкого знакомства с теорией шахматной игры, а плетение сети и штурм укрытия могут и должны изучаться на первом году обучения шахматам. Предпочтения детей вытекают из их индивидуальности; большинству нравятся прямые штурмы, но некоторых привлекает эстетика плетения сети. Уже упоминавшийся ученик В. регулярно спрашивал у меня: «Алексей Николаевич, а это похоже на матовую сетку?» В качестве простейшего примера матовой сети детям можно дать позицию с диаграммы 19.

 

Олсен – Андерсен, 1970           Рот – Райна, 1975                                   Виленкин – Завада, 1971

    

Диаграмма 19 (ход чёрных)      Диаграмма 20                              Диаграмма 21

Диаграммы 20 и 21 – примеры разрушения королевского укрытия с несложной игрой.

 

К правильному употреблению терминов

«Крепостью» в шахматах называется теоретически неразрушимая позиция, обеспечивающая слабейшей стороне ничью, но пешечное прикрытие короля допустимо называть «королевской крепостью», что, например, Б.Ф.Баранов использует в заголовке своей книги «Штурм королевской крепости».

 

5.Понятия позиционной игры

 

5.1       Роль центра в шахматной партии должна преподаваться детям аксиоматически, но подтверждаться примерами. Один из лучших – это Бессмертная партия «Андерсен – Кизерицкий, где централизованные лёгкие фигуры белых убедительно матуют чёрного короля при полном бессилии стоящих по углам чёрных тяжёлых фигур. Бессмертная партия Андерсена широкоизвестна, поэтому я опускаю её, но привожу Бессмертную партию «Флейсиг – Шлехтер» с демонстрацией того же закона превосходства центра над флангом. 1.b4 e6 2.Cb2 Kf6 3.a3 c5 4.b5 d5 5.d4 Фа5+ 6.Кс3 Ке4 7.Фd3 cd 8.Ф:d4 Cc5 9.Ф:g7 C:f2+ 10.Kpd1 d4 11.Ф:h8+ Кре7 12.Ф:с8 dc 13.Cc1 Kd7 14.Ф:а8 Ф:b5 15.Сf4 Фd5+ 16.Крс1 Се3+ Кf2, белые сдались. (Заметим, что сам по себе дебют Сокольского, который сыграл Флейсиг, корректен, но требует правильного понимания, к тому же дебюты центральных пешек перспективнее.)

В упоминавшейся книге Баранова есть несколько показательных партий, где решающее преимущество белым даёт господство в центре. Наиболее явствен результат господства в центре в партии «Фишер – Решевский, 1958»: 1.е4 с5 2.Ке2 Кс6 3.Кс3 g6 4.d4 cd 5.K:d4 Cg7 6.Ce3 Kf6 7.Cc4 0-0 8.Cb3 Ka5? 9.e5! Ke8 10.C:f7+!! Чёрные сдались.

 

5.2       Фланговые атаки являются естественным способом ведения игры, а при закрытом центре – почти безальтернативным шансом на победу. Нимцович рекомендует, добившись преимущества в центре, переносить атаку на фланг, но напоминает, что атака на фланге может быть уравновешена или даже опровергнута контрударом в центре. Партии с фланговыми атаками часто печатаются в учебной шахматной литературе.

 

5.3       Открытая линия, как путь вторжения в лагерь противника, достаточно простое понятие, но и оно требует специального внедрения со стороны тренера в тактический ученика. Часто начинающие шахматисты, достигнув предела развития лёгких фигур, начинают бессмысленные если не опасные манёвры ладьями внутри своего лагеря, в лучшем случае – вскрывают боковые вертикали. Необходимо демонстрировать таким ученикам усиление ладьи на открытой линии, а также учить предугадывать появление открытой линии из полуоткрытой. Чтобы открытая линия не стала догмой, необходимо сказать ученику, что она бессмысленна без доступных полей вторжения.

Также в теме открытой линии естественным образом изучается сдвоение и строение тяжёлых фигур.

 

5.4       Знакомство с понятием пешечной структуры дети обычно начинают с собственных ошибок следующего свойства: 1.е4 е5 2.с4?, после чего на поле d4 образуется «дыра» или ослабленное поле, которое легко превратить в слабое. Понимание опасности слабых полей требует опыта игры хотя бы в несколько десятков партий, но прививать это понятие детям надо с как можно более раннего времени.

Понятие пешечного клина преподаётся со стратегической точки зрения, как плацдарм для атаки и сдерживатель контратаки; понятие пешечной цепи обычно связано с тактико-стратегическими нюансами слоновой игры.

 

6.Понятия комбинационной игры

 

6.1       Расчёт тактических вариантов ведётся шахматистом для каждой стратегической идеи. Наиболее красивыми тактическими ударами являются комбинации. Простая комбинация на диаграмме 22 осуществляется жертвой ферзя за коня с завлечением чёрного короля под вилку с ферзём и отыгрышем ферзя, в результате чего лишний конь остаётся за белыми. Матовые комбинации уже рассматривались в пункте 4.3

 

Шлехтер – Берн, 1895

 

Диаграмма 22                             Диаграмма 23

 

6.2       Ловушка – особый тактический приём, где противник не может быть принуждён к проигрышному пути, он может только избрать этот путь, если ошибочно его оценит как выигрышный. Ловушка, как таковая, не есть стратегическая часть игры; в современных компьютерных соревнованиях ловушки уже не имеют шансов сработать, в отвлечённой «идеальной» партии они и вовсе будут побочными вариантами, но в игре между двумя людьми всегда есть шанс на то, что противник может по невниманию попасться.

На диаграмме 23 показывается элементарный пример ловушки (в ничейной уже позиции). Если после хода коня на указанное стрелкой незащищённое поле чёрная ладья возьмёт его, то последует шах белой ладьёй с неизбежным матом.

Особую категорию ловушек составляют дебютные, самые знаменитые из которых это «мат Легаля» и «гамбит Блекбернова шиллинга», более известный как «вкусная пешка». Упомянутые две имеют сугубо учебное значение и не наблюдались мною даже в детских партиях.

 

Соревнования в течение года

 

Соревнования шахматистов первого года обучения проводятся на двух уровнях: внутриклассовом (внутригрупповом) и внутришкольном (междуклассовом, междугрупповом). Самых успешных детей к концу года следует приглашать на междушкольный (городской) уровень, по желанию можно допускать на районный детский уровень.

С начального уровня соревнований обучающимся преподаются понятия турнирной практики: жеребьёвка, чередование цвета, применение правил ФИДЕ. Одновременно с доступным разъяснением шахматных законов следует добиваться от детей уважения правил и подчинения арбитру. Низкая дисциплина является противопоказанием к допуску в турнир высокого уровня, даже при успешной игре.

Первым правилом для игрока, которое преподаётся детям, является «взялся – ходи, отпустил – поставил» в т. ч. с частными случаями: что делать, если тронута вражеская фигура; что делать, если тронутая фигура не имеет хода; как надо предупреждать о намерении поправить фигуру и т. п.

 

Общефизическая подготовка

 

Физическое здоровье шахматиста является залогом успеха его спортивной деятельности. В свою очередь здоровье базируется на физической культуре с различными упражнениями.

Роль здоровья в шахматах в наши дни считается одной из важнейших составляющих шахматного успеха. В современной шахматной элите употребление сигарет и алкоголя считается варварским уничтожением собственных профессиональных качеств. В истории шахматных матчей на звание чемпиона мира статистика убедительно показывает превосходство более молодых, как более здоровых, исключения вроде знаменитого матча-реванша «Ботвинник – Таль, 1961» подтверждают правило.

Дети, обучающиеся по данной программе, занимаются физическими упражнениями на школьных уроках в объёмах, предусмотренных Министерством образования. Необходимую активность они проявляют сами всякий раз, когда чувствуют усталость от сидения. Роль тренера здесь заключается в том, чтобы сохранять порядок в помещении, направляя детей играть в специальное место или просто на улицу. Как правило, дети сами организуют свой отдых в виде игры в «догонялки» различных видов до того момента, пока не устанут. Контроль со стороны тренера направляется на обеспечение техники безопасности во время игры: если таковая проходит вне помещения, то она должна быть вдали от проезжих частей дороги, предпочтительнее на траве, чем на площадках с твёрдым покрытием.

 

Литература:

 

1.      Баранов Б.Ф. Штурм королевской крепости, Киев: 1982

2.      Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы Л.: 1985

3.      Журавлёв Н. Шаг за шагом, М.: 1986

4.      Косиков А.И. Комбинации в шахматах, Киев: 1983

5.      Нимцович А.И. Моя система, любое изд.